Цифровая образовательная среда
Национальный проект "Образование" - это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Сроки реализации: 01.09.2020 - 31.12.2024
Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Главные цифры проекта (к 2024 году):
внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.
Общий бюджет проекта: более 79,8 млрд рублей
Основной целью федерального проекта "Цифровая образовательная среда" является создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Особое внимание уделено созданию Центра цифровой трансформации образования, на базе которого будет осуществляться организационно-управленческая, методическая, аналитическая и экспертная деятельность, направленная на обеспечение высокого качества и доступности образования всех видов и уровней, а также обучение управленческих команд субъектов Российской Федерации.
Результаты федерального проекта:
- 100 % образовательных организаций будут обеспечены стабильным и быстрым Интернет-соединением.
- Внедрена целевая модель цифровой образовательной среды, которая позволит создать профили «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы, в том числе с правом зачета результатов прохождения онлайн-курсов при прохождении аттестационных мероприятий, автоматизировать административные, управленческие и обеспечивающие процессы; проводить процедуры оценки качества образования.
- Обеспечена оптимизация деятельности образовательных организаций, перевод отчетности образовательных организаций в электронный вид и ее автоматическое формирование.
- Создана сеть из 340 центров цифрового образования для детей «IT-куб» с годовым охватом не менее 136 тыс. детей.
- Создана интеграционная платформы непрерывного образования и набора сервисов, обеспечивающих навигацию и поддержку граждан при выборе образовательных программ и организаций.
- Разработана и реализована во всех субъектах Российской Федерации программа профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды.
- Во всех образовательных организациях внедрены механизмы обеспечения оценки качества результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на онлайн-курсах независимо от места их нахождения, в том числе на основе применения биометрических данных.
материалы с сайта Минпросвещения России
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Паспорт национального проекта "Образование"
Паспорт федерального проекта "Цифровая образовательная среда"
Письмо Минпросвещения России от 19 марта2019 г. № МР-315/02 "О перечне оборудования"
План работы на 2024-2025 учебный год
Основные мероприятия в рамках реализации проекта
ИИ в музыке (Русаков И.А.)
«Способен ли искусственный интеллект сочинять музыку? Как работают современные музыкальные сервисы? Как алгоритмы рекомендуют? Может ли компьютер понимать музыку? Ответы на эти и другие вопросы узнай в этом уроке!» - гласит аннотация урока. В IT-лабораториях по всему миру ведутся разработки искусственного интеллекта для самых разных сфер жизни, в том числе для работы с большими объемами данных. Например, с музыкой. Главная сложность в том, что компьютер должен услышать песню, узнать её и предложить другие, исходя из твоих музыкальных интересов в режиме реального времени, то есть в течении нескольких секунд. А значит, простые алгоритмы уже давно ушли в прошлое, уступая место самым прогрессивным и интересным решениям. И, как продолжение IT-инноваций в музыке, — это самостоятельное «сочинение». Но как запрограммировать творчество? На уроке ребята познакомились со специалистом IT-лаборатории и группой стажеров, задача которых — научить Робота слышать песни и узнавать их, а на основе полученных данных находить для пользователей те музыкальные композиции, которые им, скорее всего, понравятся.
А самым увлеченным ученикам доступен бонус — понять, как искусственный интеллект генерирует музыку, и испытать свои силы в сочинении небольшой мелодии
Знакомство со средой КуМир (Русаков И.А.)
Среда программирования КуМир (Комплект Учебных МИРов)– отечественная разработка ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по заказу Российской Академии Наук. Она предназначена для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе. Особенности системы КуМир • В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями Робот и Чертёжник. • При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы об всех обнаруженных ошибках. • При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений. Это позволяет ускорить процесс освоения азов программирования. • Кумир работает в операционных системах Windows, MacOS и GNU/Linux.
На уроке рассмотрели исполнителей Кузнечик, Водолей, Черепаха и Робот. Кузнечик позволяет нагляднее представить сложение и вычитание на числовой прямой. Водолей позволяет решать задачи на переливание. Черепаха «рисует» хвостом разные изображения, которые можно задать алгоритмом.
Данные исполнители являются отличными помощниками при изучении начальных тем программирования, учат детей понимать принципы работы электронных устройств, таких, как электронные весы, роботы-пылесосы и 3D-принтеры.
Быстрая разработка приложений (Казакова О.В.)
«Где применяются цифровые приложения? Зачем нужна программная платформа? Что такое low-code? И что должны знать разработчики приложений? В этом разбираются ученики на уроках по теме «Быстрая разработка приложений», проведенных в рамках всероссийского образовательного проекта в сфере цифровой экономики «Урок Цифры». В ходе занятия дети просмотрели видеолекцию, поработали с тренажерами различного уровня, рассчитанными на различные возрасты детей, разработали свои простые мобильные приложения.
Разработка приложений — очень стремительно растущая область программирования, ведь количество мобильных устройств, планшетов и персональных компьютеров только увеличивается. Пока цифровизация идет полным ходом, мы продолжаем пользоваться приложениями везде — на работе, на учебе, дома и даже на отдыхе. Такими же темпами растет и спрос на разработчиков приложений, так что самое время начинать осваивать это перспективное направление.
Основы компьютерной грамотности (Солодова Ю.В.)
В МБОУ –средняя общеобразовательная школа №2 п. Нарышкино Урицкого района Орловской области на базе открытого в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» проекта «Цифровая образовательная среда» прошло обучение основам компьютерной грамотности взрослого населения поселка. Занятия провела учитель Солодова Юлия Александровна.
Важным направлением национальных проектов является повышение уровня проникновения цифровых технологий среди всех слоёв населения. Занятия, посвящённые основам компьютерной грамотности, прошло более 10 человек старшего возраста.
На наглядных примерах Юлией Александровной было показана работа с офисными приложениями, браузером, электронной почтой, цифровыми сервисами правительства. Посетители этого курса теперь могут общаться в мессенджерах, отправлять электронные письма, общаться с близкими через сервисы видеосвязи. Также они научились или освежили свои знания о том, как записаться к врачу, обратиться за социальными выплатами, получить расчет будущей пенсии, проголосовать за благоустройство территорий
Данные занятия вызвали большой интерес. Несмотря на занятость, студенты прилежно посещали занятия, внимательно повторяли изученный материал.
Урок цифры. Видеотехнологии (Русаков И.А., Казакова О.В.)
Видео сопровождают нас повсюду: в ленте новостей, во время онлайн-урока или общения с близкими. Предлагаем разобраться, как устроены современные видеотехнологии, как алгоритмы понимают, какое видео вам порекомендовать, как у нас получается созваниваться с людьми на другом конце мира и какие специалисты работают над созданием и развитием видеотехнологий. Как работают такие видеотехнологии? Как получается, что мы можем мгновенно позвонить в любую точку планеты — и не только слышать, но и видеть собеседника? Как нейронные сети помогают в создании и продвижении видеоконтента? Об этом и многом другом ученики узнали, пройдя интерактивные тренажёры.
В мероприятии приняло участие обучающиеся со 2 по 11 класс, более 200 человек. Большинство сертификатов оказалось с отличием, что свидетельствует о высоком интересе, обширных знаниях и внимательности участников.
Работа на платформе Учи.ру (Котова Н.А, Тютчева Ю.А.)
Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» проводилась в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». В ней приняли участие школьники 2-7 классов школы в целях повышения осведомлённости школьников и их родителей в вопросах безопасности дорожного движения.
Знание и соблюдение правил дорожного движения – важный навык для каждого человека в современном мире. Появление новых видов транспорта, изменения в правилах и урбанизация диктуют необходимость в поддержании актуального уровня знаний и умений.
Интерактивные задания олимпиады проверяют, насколько хорошо ученики младшей и средней школы знают правила дорожного движения и понимают, как вести себя в качестве пешехода и пассажира, за рулём велосипеда, самоката или другого средства индивидуальной мобильности.
Урок цифры. Предсказание погоды(Морозова А.В.)
Проект Урок цифры - это возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Яндекса, «Лаборатории Касперского», Фирмы «1С», госкорпорации Росатом и VK, а также Академии искусственного интеллекта для школьников благотворительного фонда Сбера «Вклад в будущее».
Брать зонт или не брать? Вот в чём вопрос! И ответ на него даёт прогноз погоды. Но как он создаётся? Что позволяет узнать погоду на несколько дней вперёд? В уроке можно не только примеришь на себя роль специалистов, которые создают прогноз погоды, но и узнать, как искусственный интеллект позволяет его улучшать.
Урок цифры. Аналитика в бизнесе и разработке (Солодова Ю.А.)
Где применяется анализ данных? Зачем нужна аналитика при разработке программ и развитии бизнеса? Что такое метрики и как они работают? Какие инструменты используют аналитики? Разберись: смотри видеолекцию, пройди тренажёр – выбирай, будешь ли ты развивать бизнес вендинговых аппаратов или увеличивать популярность компьютерной игры.
В мероприятии приняло участие порядка 180 человек. Это ученики 1-11 классов. На этом занятии обучающиеся познакомились с аналитикой, большими данными, ответом на вопрос, как математика помогает найти решение задач в различных областях знаний.
Прошедшие соревнование до конца получили сертификаты участника или сертификаты с отличием.
Разработка сайта на Django (Русаков И.А.)
Django — это фреймворк для веб-разработки, написанный на Python в 2005 году. Он позволяет создавать сайты и веб-приложения разной сложности — от личного блога до аудиоплатформы (на нём собран Spotify). От других фреймворков Django отличается модульностью и простотой освоения.
На этом занятии обучающиеся учились настраивать рабочую среду и формировать структуру страницы. За основу брался личный блог, где использовались записи, отсортированные по дате. Задачи проекта не подразумевалось развитие проекта, поэтому большинство работы проводилось вчерне.
В итоге работа не была опубликована в сети интернет, развитие проекта отложена на 9 класс, где будут изучены соответствующие темы.
Урок цифры. Город будущего (Русаков И.А., Солодова Ю.А., Морозова А.В.)
На уроке по теме «Город будущего: как квантовые технологии меняют нашу жизнь» школьники познакомятся с квантовыми технологиями и принципами их работы. Предлагаемые материалы изложены доступным языком и содержат простые, знакомые школьникам примеры. Используемые объяснительные модели показывают междисциплинарность рассматриваемой темы.
В помощь учителю при проведении урока также разработаны методические рекомендации, которые позволяют построить урок наиболее эффективным способом: представить исследуемую тему в доступной форме (фильм, презентации) и проверить полученные знания с помощью игрового формата — тренажеров.
Школьники смогут изучить теорию, закрепить полученные знания и разобраться, какие области затрагивают квантовые технологии.
Учебные материалы для урока разработаны при участии ведущих ученых и специалистов Госкорпорации «Росатом» и Российского квантового центра и помогают ученикам не только узнать о передовых научных разработках в сфере квантовых технологий, но и сориентироваться в профессиях будущего и способах построения профессиональной карьеры в квантовой сфере.
Основы компьютерной грамотности (Солодова Ю.А.)
Важным направлением национальных проектов является повышение уровня проникновения цифровых технологий среди всех слоёв населения. Занятия, посвящённые основам компьютерной грамотности, прошло более 10 человек старшего возраста.
На наглядных примерах Юлией Александровной было показана работа с офисными приложениями, браузером, электронной почтой, цифровыми сервисами правительства. Посетители этого курса теперь могут общаться в мессенджерах, отправлять электронные письма, общаться с близкими через сервисы видеосвязи. Также они научились или освежили свои знания о том, как записаться к врачу, обратиться за социальными выплатами, получить расчет будущей пенсии, проголосовать за благоустройство территорий
Данные занятия вызвали большой интерес. Несмотря на занятость, студенты прилежно посещали занятия, внимательно повторяли изученный материал.
Ежегодный конкурс цифровых работ ко Дню учителя (Русаков И.А., Володина А.Ю.)
Для участия было предложено 2 номинации:
1) Лучший комментарий «Три суперспособности моих учителей»
2) Лучший видеоролик «Поздравляем учителя»
Конкурс продлился 5 дней – с 30 сентября по 5 октября. Итоги были подведены справедливым жюри 9 октября. В первой номинации победила ученица 7Б класса Алина. Во второй номинации грамоты получили коллективы 9А класса (классный руководитель Таршикова Е.В.), 3Б класса (классный руководитель Борисова Е.К.), 8Б класса (классный руководитель Кудрявцева Т.В.). Конкурс вызвал большой ажиотаж. Количество участников превысило 100 человек.
По словам участницы конкурса Полины, ей было интересно попробовать свои силы. На конкурс она вместе с одноклассниками представила видеоролик, в котором читала стихотворение. На победу не особенно рассчитывала, так что основной мотивацией стало веселое настроение и благодарность своим учителям.
Урок цифры. Облачные технологии: в поисках снежного барса (Русаков И.А., Солодова Ю.А., Костына Н.П.)
Специалисты в сфере облачных технологий решают самые разнообразные задачи, в том числе в области науки. В уроке мы предлагаем детям узнать, как облачные технологии помогают мониторить популяцию снежных барсов в Сайлюгемском национальном парке. Ребята разберутся в устройстве компьютерного зрения, настроят виртуальную машину, соберут из облачных сервисов приложение для поиска снежного барса, обучат нейросеть и проверят, сможет ли дата-центр справиться с нагрузкой.
Учёные из национального парка недосчитались снежного барса во время мониторинга и решили пересмотреть десятки тысяч кадров с фотоловушек. На это уйдут недели или даже месяцы! На уроке эту задачу можно решить с помощью нейросетей, компьютерного зрения и мощностей дата-центров. А заодно научиться настраивать виртуальную машину, дообучать нейросети и собирать из облачных сервисов приложение, которое будет помогать учёным распознавать снежных барсов на фотографиях за считаные минуты.